ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Значение сохранения и регенерации культурного и
исторического наследия для развития как городов, так и страны в целом
раскрывается тремя основными тезисами. Во-первых, наследие несет в себе
культурные и цивилизационные коды нации. На нем основывается
идентичность как отдельных городских обществ, так и нации в целом.
Утрата наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и
корни, без которых невозможно никакое развитие. Вне этой среды нация
теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал. Для русских
сохранение материальных носителей наследия – памятников – особенно
значимо, поскольку наша историческая и культурная память максимально
предметна и не существует без привязки к «малой родине».
Во-вторых, объекты культурного и исторического наследия являются
важным активом современных городов, который может приносить прибыль и
существенно влияет на их экономическое развитие.
Наконец, как это весьма наглядно показало «ЭКСПО-2010», все больше
стран осознает значение «культурной ренты». Речь идет не только о
стремлении стран-участниц «ЭКСПО» перераспределить в свою пользу
туристические потоки или повысить привлекательность своих рынков
недвижимости для зарубежных инвесторов. Культурное и историческое
богатство, «брендирование» культурного и исторического наследия все
чаще используются в качестве эффективного инструмента утверждения
лидерства, той самой «мягкой силы», которая необходима для продвижения
национальных интересов на международной арене. В первую очередь это
справедливо для стран Старого Света, для которых богатое и пользующееся
всемирной известностью культурное и историческое наследие наряду с
образованием, высокими стандартами жизни и высокими технологиями
становится основным конкурентным преимуществом в глобализирующемся
мире. Не случайно, например, Франция привезла на «ЭКСПО» полтора
десятка шедевров из музея Д’Орсэ, а Дания на полгода перенесла из
Копенгагена в свой национальный павильон в Шанхае знаменитую статую
Русалочки.
|